
Продолжая смотреть данный материал, вы подтверждаете свой возраст
Экстракшен-шутер? Это кто? Это что? В игровом инфополе всё чаще всплывает это загадочное словосочетание, но если ты до сих пор не врубился, не переживай — ты не один. Как когда-то мы мучились, пытаясь понять, что такое метроидвания или батл-рояль, так теперь пришла очередь очередной чёрной метки: extraction shooter. А теперь ещё в обсуждение заходит Marathon от Bungie и игроки замирают в растерянности — вроде шутер, вроде онлайн, а вроде и не батл-рояль. Так это «высадка с лутом»? или PUBG, но с квестами? В общем, пора понять стоит ли нам готовиться к очередному «новому королю» мультиплеера.
🧩 Что такое экстракшен-шутер?
Экстракшен-шутер — это игра, где игроки отправляются на миссии с целью собрать ценные ресурсы или информацию и безопасно эвакуироваться, сталкиваясь с другими игроками и/или ИИ-противниками. Ключевым элементом является риск: если игрок погибает до эвакуации, он теряет всё, что собрал.
Примером может служить Escape from Tarkov, где игроки проникают на территорию, собирают лут и пытаются выбраться живыми. Или The Cycle: Frontier, где необходимо собирать ресурсы на враждебной планете и эвакуироваться, избегая других игроков и опасностей окружающей среды.

🕰️ История жанра
Хотя элементы экстракшен-шутеров существовали и ранее, как, например, в S.T.A.L.K.E.R., именно Escape from Tarkov, выпущенный в 2016 году, сформировал жанр в его современном виде. Игра предложила глубокую систему лута, реалистичную баллистику и напряжённый геймплей, где каждая вылазка могла закончиться как богатой добычей, так и полной потерей снаряжения.
Забавно, что Escape from Tarkov изначально выглядел тёмной лошадкой с непонятными разработчиками и слишком красиво выглядящей игрой, взявшейся из ниоткуда. До релиза, зачастую, к игре относились примерно как к недавнему The Day Before, полагая, что Battlestate Games являются просто скамерами. Но игра вышла и покорила многих игроков.
🚀 Почему экстракшен-шутеры стали популярными?
- Уникальный геймплей: Сочетание PvP и PvE элементов создаёт непредсказуемые ситуации, где каждый рейд — это новая история.
- Высокие ставки: Риск потерять всё добавляет адреналина и заставляет игроков тщательно планировать свои действия.
- Разнообразие стратегий: Игроки могут выбирать между агрессивным стилем игры или скрытным подходом, избегая конфликтов.
🎯 Известные представители жанра: от сталкеров до охотников за головами
Когда говорят «экстракшен-шутер», первое, что всплывает в голове — это, конечно, Escape from Tarkov. Да-да, тот самый, где каждый рейд — это как экзамен, только вместо билетов — пули, лаги и жадность. И именно Tarkov стал своеобразной «точкой сборки» жанра: полуоткрытые карты, серьёзная боевая система, смерть = потеря всего, и главное — нужно не просто выжить, а добраться до точки эвакуации, чтобы спасти то, что налутал.
Но Tarkov — не единственный. В 2018 году, на сцену выскочила жуткая, гнетущая и потрясающе атмосферная Hunt: Showdown. Это как если бы Dark Souls, Red Dead Redemption и «Ведьма из Блэр» собрались выпить и случайно сделали игру. PvPvE, жёсткие пушки XIX века, охота на монстров, лут, страх каждого шороха — и, конечно, эвакуация. Кто-то называет Hunt «слишком хардкорной», но именно дала понять обычным игрокам, что такое экстракшен-жанр. И да, сейчас игра скорее мертва, нежели наоборот, но многие игроки запомнят её.

Также стоит упомянуть The Cycle: Frontier (царство ему цифровое), Dark and Darker, Marauders и будущий Marathon от Bungie — но о нём мы ещё поговорим отдельно. Одни — провалились с треском, другие — нашли свою нишу. Но всё это игры, где главный вопрос — не «сколько ты убил», а смог ли ты уйти живым.

💀 Не все выжившие выжили: провалившиеся экстракшен-шутеры
Но не каждый, кто прикинулся Тарковым, вывозит жанр. Вспомним The Cycle: Frontier — красивый, футуристичный, с интересными идеями… и с полностью убитой экономикой. Лутать было нечего, стрелять не в кого, и мотивации к выживанию не было вовсе. Игра не понимала, хочет ли быть казуальной или хардкорной — в итоге стала ничем. А вот Hyenas от Creative Assembly вообще не дошла до старта — её просто отменили после закрытого теста. Причина? Полный крах на этапе фидбека: игроки не поняли, зачем им это надо, а визуальный стиль и геймплей напоминали шутер по лицензии TikTok.

Да и Shatterline, который пытался быть «всем сразу», так и остался на уровне демо с интересной стрельбой, но без души. У этих проектов была одна общая проблема — они забывали главное правило жанра: экстракшен-шутер — это не про стрельбу, а про напряжение, риск и удовлетворение от удачного выхода. Без этого всё остальное — просто шум.
🧪 Почему одни игры успешны, а другие нет?
Успех экстракшен-шутера зависит от нескольких факторов:
- Глубина механик: Игры с продуманной экономикой, системой лута и прогрессии удерживают игроков дольше. Попытки сделать «доступный» экстракшен-шутер, не способны удержать игроков.
- Баланс риска и награды: Игроки должны чувствовать, что риск оправдан потенциальной наградой.
- Техническая стабильность: Баги и проблемы с серверами могут быстро отпугнуть аудиторию.
🧭 Будущее жанра: Marathon от создателей Halo и Destiny
Недавно анонсированная игра Marathon от Bungie вызывает большой интерес. Это научно-фантастический экстракшен-шутер, где игроки, известные как «Runners», исследуют заброшенную колонию Tau Ceti IV в поисках ресурсов и информации. Игра сочетает PvP и PvE элементы, предлагая как командную, так и одиночную игру. Запланированный релиз — 23 сентября 2025 года, с поддержкой кроссплея и кросс-сейва.

Bungie обещает регулярные обновления, сезонный контент и глубокую проработку мира, что может привлечь как фанатов жанра, так и новых игроков. И с одной стороны, у Bungie и Sony много денег, которые они будут вливать в программистов, дабы те делали новый контент, и в маркетинговую кампанию, бады игроки не забывали о Marathon… Но, имеется страх, что у ребят не хватит души, что бы игра стала чем-то большим чем просто очередной клон Escape from Tarkov.
🎯 Заключение
Экстракшен-шутеры предлагают уникальный опыт, сочетающий напряжённый геймплей, стратегию и высокие ставки. Хотя жанр ещё молод, он уже успел привлечь внимание крупных разработчиков. С предстоящим релизом Marathon, будущее экстракшен-шутеров, если честно, до сих пор выглядит непонятным. Возможно, если Marathon будет успешным, то ещё больше бизнесменов захотят заработать и на ближайшие годы экстракшен-шутеры станут новым батл-роялем. Но есть ощущение, что данный жанр, в действительности является слишком нишевым и просто не интересен большинству.